Практический совет на случай шторма

 

Близится лето – пора отпусков, пора путешествий. В том числе и морских. А в морских путешествиях пуще шквалов и штормов обычно боятся качки и связанной с нею морской болезни.В последние десятилетие достоверно установлено, что причин болезней движения (в том числе и морской) – длительное воздействие на вестибулярный аппарат законопеременных ускорений. Величина этих ускорений была определена точными измерениями, которые проводились в Атлантике и Северном море на плавбазе. Было выявлено, что сильный шторм при движении судна  носом на волну  среднее ускорения по гравитационной  вертикали составляет 0, 22 g. Ускорения бортовой и килевой качки  достигают 0,7g , а при движении лагом к волне и того больше  до 0, 2 g. Между тем, пороговая для раздражения вестибулярного аппарата  величина в сотни раз меньше.

В путешествия отправляются, чтобы посмотреть мир. Поэтому путешественник ходит по палубе и осматривается по сторонам. И при этом, по законам механики, возникают дополнительные ускорения кориолисово и прецессинные. Первое по абсолютной величине невелико, за то второе может существенно увеличить и без того немалые нагрузки, которым подвергается вестибулярный аппарат. Дело в том, что прецессионные ускорения определяются векторным произведением угловых скоростей качки и вращения головы. А головой, оглядываясь по сторонам, мы вертим, оказывается, на удивления быстро. И получается, что ускорения, воздействующие на вестибулярный аппарат и вызывающие морскую болезнь, могут в десятки раз превышать максимальные ускорения качки.

 

Практически рекомендация для морских путешественников предельно ясна: если шторм – не вертеть головой. А если нет сил оторваться от окружающих морских красот, непременно примите препарат, содержащий камфорнокислые слои алкалоидов. Это тоже помогает.