На южных склонах Главного Кавказского хребта

На южных склонах Главного Кавказского хребта, в Южной Осетии, деревне Бабулети, у крестьянина-бедняка Чочиева Семена родился сын Василий. Мальчик рос крепким, резвым и жизнерадостным ребенком, был первым во всех ребячьих играх и выдумках.

Отец выбивался из сил, чтобы прокормить семью, но мальчика в школу отдал. Вася учился хорошо, был любознательным и способным учеником. Успешно закончив 8 классов, мальчик хотел продолжить учебу дальше, но отец внезапно заболел и умер. Учебу пришлось бросить и пойти на работу в Тбилисскую типографию, наборщиком.

Еще в ученические годы Вася без отрыва от школы учился

в Цхинвалском аэроклубе, а с переходом на работу в Тбилис-скую типографию продолжал учиться в Тбилисском аэроклубе.

Тяга Василия к авиации, учебе встретили одобрение в кол-лективе, и он в 1935 году был направлен в г. Батайск в школу пилотов Гражданского воздушного флота.

Три года учебы в авиационной школе дали курсанту богатые теоретические знания и хорошую тактическую подготовку.

В 1938 году Чочиев, успешно закончив школу, возвращается в родные края. Цхинвалский аэроклуб, где он работал лет- чиком-инструктором, стал для него вторым домом. Здесь же в 1939 году Чочиев вступает в ряды Коммунистической партии.

«Прошу парторганизацию аэроклуба принять меня в ряды Коммунистической партии,— писал он,— Программу и Устав партии усвоил. В борьбе за завоевания Октября, за социализм буду вести себя как большевик. Не пожалею ни сил, ни энергии, ни самой жизни в борьбе за дело партии большевиков».

В марте 194J года Василий был призван в ряды Советской Армии. В начале Великой Отечественной войны опытный летчик направляется на авиационный завод летчиком- испытателем. Самолеты новых марок, которые он испытывал, прямо с заводского конвейера отправлялись на поле боя, на боевые аэродромы.

Через месяц после начала войны Чочиев уже в должности командира авиационного звена прикрывает войска Юго-Запад-ного фронта, совершает бомбовые удары по пехоте и танковым группировкам врага.

Октябрь сорок первого года. Шли бои за Харьков. Против-ник подтягивал все новые и новые силы. 289-й авиационный полк, в котором Чочиев был командиром звена, должен был нанести удары по врагу, атаковавшему подступы к Харькову. Накануне Чочиев настойчиво тренировал летчиков своего зве-на в технике пилотирования, в искусстве полного использова-ния вооружения новых самолетов «ЙЛ», учил мастерству боя и штурмовок.

Й вот звено Чочиева получило приказ нанести бомбовые удары по подходящим резервам противника западнее Харь-кова. Погода была почти нелетная. Видимость по горизонту не

превышала полкилометра, а высота едва достигала 300 метров. Предстояли очень рискованные полеты. На низкой высоте выполнению боевой задачи мог сильно противодействовать зенитный огонь противника, а плохая видимость, в свою очередь, затрудняла поиск целей.

Но летный и технический состав отлично подготовили ма-шины к полетам. Материальная часть была приведена в полный порядок, опробованы моторы, проверены приборы и управление.

По сигналу с командного пункта самолеты начали выруливать на старт. Затем взвилась ракета, и машины стали уходить в воздух. Чочиев шел первым.

Под прикрытием истребителей штурмовики Чочиева пере-секли линию обороны и появились во вражеском тылу. В такую погоду враг не ждал нападения с воздуха, поэтому удар нашей авиации явился для него неожиданностью.

Колонна резервов врага была обнаружена быстро. Чочиев, как ведущий, первым бросился в атаку. За ним пошли осталь-ные ведомые. Вслед за первым последовал второй, а затем и третий заход. Смерч огня обрушился на фашистов — горели танки, бронетранспортеры и автомашины с мотопехотой. Но штурмовики Чочиева не уходили от цели. Расчетливо ложи-лись бомбы и снаряды, точно поражая цель.

После успешной бомбардировки колонны вражеских резервов звено советских штурмовиков появилось над неприятельским аэродромом в районе Полтавы. С бреющего полета штурмовики Чочиева уничтожили семь «Юнкерсов», которые так и не успели взлететь.

Задание выполнено, боеприпасы на исходе, и Чочиев дает команду на обратный курс. Но в самый последний момент са-молет командира получает сильное повреждение от зенитного огня противника. Летчик тяжело ранен. Машина успела лечь на обратный курс, но уже не повиновалась управлению. А тут еще появилось больше десятка вражеских истребителей.

Только исключительная выдержка и самообладание выру-чили Чочиева. Лететь на самолете, потерявшем управление, и. в то же время отбивать атаки численно превосходящего про

тивника.— это, видимо, удел только героев. Он выжимал из машины все, что она могла еще дать. Пересек линию фронта, приближался к аэродрому. Он еще успел сбить одного «Мес- сершмитта», но машина его круто пошла к земле. И все же опытный летчик, истекая кровью, благополучно посадил самолет.

Декабрь сорок первого года. Чочиев уже два месяца лежит в госпитале, он еще не совсем здоров. Врачи не выписывают летчика, но он решительно потребовал отправки на фронт.

Василия пришлось отпустить из госпиталя, но на фронт его все же не послали. Он направляется в Астрахань готовить мо-лодых летчиков, обучать их мастерству воздушных боев, тех-нике пилотирования.

Осень сорок второго года. Великая Сталинградская битва. Здесь особенно раскрылись способности командира эскадрильи 807-го штурмового авиационного полка Василия Семеновича Чочиева. Не зная ни отдыха, ни покоя, он наносит мощные бомбовые удары по пехоте и танкам, по позициям артиллерии и минометов, по органам управления и коммуникациям врага’

В эти суровые дни командование полка писало матери летчика:

«Мы выделяем Вашего сына, как лучшего члена нашей семьи. Мы гордимся его отвагой. Уроженец далекой Осетии, он здесь, под Сталинградом, несет месть и расплату, защищает то, что дорого каждому из нас,— советское многонациональное, государство».

Командование справедливо отдавало дань незаурядным ■способностям и мастерству летчика.

Вот несколько примеров из сталинградской эпопеи Чочиева.

28 августа сорок второго года. Противник охватывающим маневром создал угрозу окружения наших наземных войск в районе севернее Сталинграда. Необходимо было сдержать •натиск врага, уничтожить огневые позиции артиллерии и ми-нометов. Чочиеву было поручено возглавить восемь «ИЛ»-ов и выполнить эту задачу. Самолеты поднялись в воздух. Но в это •время 29 бомбардировщиков врага под прикрытием 12 истре-бителей направлялись бомбить боевые порядки наших назем-ных войск. Ведущий принял смелое решение — он врезался в строй бомбардировщиков врага, рассеял их и не дал врагу возможности подойти к нашим войскам. Враг беспорядочно сбросил свой смертоносный груз и удалился. Советские самолеты подвергли мощной бомбардировке артиллерийские позиции врага. За эту успешную операцию эскадрилья Чочиева получила благодарность от Военного Совета 62-й армии.

2 ноября. Полк штурмовиков получил задание уничтожить штаб вражеской армии, расположившейся в поселке Зеты. Эта ответственная задача была возложена на эскадрилью старшего лейтенанта Чочиева. Продумав порядок полета и оценив важность полученного задания, Василий, ведущий в паре, пользуясь облачностью, незаметно подошел к цели и прямым попаданием уничтожил штаб вражеской армии.

13 ноября. Наша разведка получила данные о том, что к станции Бассаргино на железной дороге, идущей от Калача к Сталинграду, подошел паровоз с тремя классными вагонами, в которых следуют высшие офицеры гитлеровской армии. Чочиеву было приказано методом воздушного охотника в со-ставе двух самолетов-штурмовиков уничтожить вражеский железнодорожный состав. Погода была дождливой, туманной, и летчик использовал плохую видимость для внезапного удара. Цель была уничтожена.

Гигантскими усилиями советских войск наступление врага было остановлено, а 19 ноября наша армия перещла в реши-тельное контрнаступление. В этом контрнаступлении штурмовики сыграли исключительную роль. Они громили оборонительные позиции врага, его пехоту и боевую технику.

12 декабря 1942 года Чочиев был награжден первой правительственной наградой — ордером Красного Знамени.

Еще до завершения ликвидации гитлеровской группировки войск под Сталинградом все южное крыло советско-герман-ского фронта пришло в движение. Войска Южного фронта, чьи боевые действия обеспечивались 8-й воздушной армией, устре-мились на запад. Они освободили Котельниково, Зерноград, Новошахтинск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сальск, Ба- тайск, Аксай, Азов, Таганрог и ряд других городов.

Штурмовики Чочиева непрерывно поддерживали наземные войска своими смелыми налетами на вражеские позиции. 17 июля 1943 года 807-й штурмовой авиационный полк взаимо-действовал с войсками 5-й ударной армии по прорыву укреп-ленной оборонительной линии противника на рекеМиус, в районе юго-западнее Луганска. Чочиев сделал в этот день три успешных боевых вылета. Его эскадрилья эшелонированными ударами сокрушила доты и дзоты противника на противопо-ложном берегу реки, чем позволила наземным войскам успешно форсировать реку. За отличное выполнение боевого задания эскадрилья Василия Семеновича получила благодарность от Военного Совета 5-й ударной армии.

18 и 19 июля штурмовики вновь наносили уничтожающие удары по врагу, расчищая путь пехоте.

Вскоре наступление войск 5-й ударной армии было задер-жано перед заранее подготовленной обороной. В оборонительной системе врага высота с отметкой 168,5 явилась ключевым узлом. С этой высоты он просматривал расположение наших войск на несколько километров. Подступы к ней были заминированы и опоясаны проволочным заграждением и различными препятствиями, на ней были расставлены позиции артиллерии — закопанные в землю танки. Командование 8-й воздушной армии поручило Чочиеву с эскадрильей штурмовиков «обработать» высоту. Чочиев в качестве ведущего восьми штурмовиков в течение 25 минут штурмовал высоту, после этого наземные войска сравнительно легко сломили вражеское сопротивление, овладели высотой и стали продолжать стремительное продвижение вперед. Командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Хрюкин, лично наблюдавший действия штурмовиков Чочиева, персонально благодарил командира эскадрильи.

Приказом командующего воздушной армией от 27 августа 1943 года Чочиев был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Особо упорные бои развернулись на подступах к городу Мариуполю. Противник придавал большое значение этому пункту, поскольку здесь проходила единственная дорога вдоль еверного побережья Азовского моря, поэтому прилагал все силия, чтобы удержать его в своих руках.

В течение 9 и 10 сентября эскадрилья Чочиева выполняла адачу по уничтожению живой силы и огневых точек против- ика на переднем крае обороны в районе восточнее города 1ариуполя. Штурмовики, ведомые Чочиевым, снижаясь до реющего полета, длительно обрабатывали передний край. )ни уничтожали огневые точки и живую силу врага, точными омбовыми ударами разрушили командные и наблюдательные ункты, уничтожили десятки артиллерийских и минометных атарей. Они дали возможность наземным войскам успешно 1турмовать врага в Мариуполе и полностью очистить город от рага.

10 сентября 1943 года войска Южного фронта во взаимо- ействии с кораблями и соединениями Азовской военной фло- илии полностью освободили г. Мариуполь. В честь освобож- ения Мариуполя столица нашей Родины Москва салютовала 2-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий.

За героизм, отвагу и мужество, проявленные при прорыве ильно укрепленной полосы обороны противника на подступах Мариуполю, и за содействие наземным войскам при освобож- ении города Чочиев был представлен к званию Героя Совет — кого Союза.

«Чочиев Василий Семенович на фронтах Отечественной ойны находится с 26 июля 1941 года в должности командира вена, заместителя командира эскадрильи, командира эскад- ильи. На 29 сентября эскадрилья тов. Чочиева произвела 577 оевых вылетов. В групповых вылетах эскадрильей уничтоже- о: танков—80, автомашин—265, паровозов—2, железнодо- ожных вагонов—14, повозок с грузом—35, полевой артилле- ии—6 батарей, рассеяно и уничтожено до 1500 солдат и офи- еров, взорвано 2 склада с боеприпасами, подавлен огонь до батарей зенитной артиллерии, подожжено 3 автоцистерны с орючим. Сам лично тов. Чочиев совершил 84 боевых вылета и ничтожил: танков—31, автомашин—65, полевой артиллерии— батарею, повозок с грузом—10, паровозов—1, подавил огонь -х батарей зенитной артиллерии, поджег 2 автоцистерны, уничтожил 50 всадников конницы и до 300 солдат и офицеров и железнодорожных вагонов—12»,—говорилось в реляции на присвоение ему высокого звания.

Далее указывалось, что Чочиева как тактически грамотного мастера штурмового удара и ведущего групп командование полка и дивизии выделяло на самые ответственные участки по уничтожению живой силы и техники противника. Что каждый его вылет—это образец мужества и отваги, беззаветного служения Родине.

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1 ноября 1943 года отважному летчику было присвоено высшее звание воинского отличия — звание Героя Советского Союза.

Командование авиационной дивизии, поздравляя Василия Семеновича с высокой наградой, писало Василию Семеновичу: «От всей души поздравляем Вас с сотым боевым вылетом на грозном штурмовике. Вы прошли большой военный путь, громя фашистских мерзавцев на подступах к Кавказу, уничтожая их в Сталинградском котле, штурмуя укрепления немцев на Миусе, Перекопе, под Севастополем.

Родина заслуженно наградила Вас высшей наградой — Вам присвоено звание «Герой Советского Союза».

Уверены, что в боях за окончательный разгром немецко- фашистских захватчиков Вы еще с большей энергией будете сражаться за Родину.

Желаем Вам здоровья и новых успехов во славу нашей великой Родины.

Полковник Срулик Полковник Федоров Полковник Смотриков Подполковник Коровин».

Герой и дальше продолжал уничтожать врага. В составе войск 4тГо Украинского фронта он принимал активное участие в освобождении Крыма. С войсками 1-го Прибалтийского фронта освобождал Советскую Прибалтику. Здесь он уже в -звании майора командует штурмовым авиационным полком.

Приказом командующего 3-й воздушной армией от 26 нояб:

ря 1944 года за отличное управление боевыми действиями Чочиев награждается орденом Александр# Невского. А при-казом командующего 15-й. воздушной армией от 4 июня 1945 года — орденом Отечественной войны 1 -й степени.

Отважный воин прошел суровые тропы войны,.с честью оправдав высокое звание члена Коммунистической партии, которой он дал слово бить врага, не жалея ни сил, ни энергий, ни самой жизни