ОСТАЕВ АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВИЧ

0
38

Остаев занимает особое место. Алексей Ёгорович Остаев от-крыл список славной плеяды героев-осетин.

Выходец из бедной крестьянской семьи селения Сохта, Джавского района, Юго-Осетии, Алексей писал в своей биографии: «Я родился в тысяча девятьсот пятом году… Мой отец, партизан гражданской войны, умер в двадцатом году, .двумя годами раньше умерла мать».  !

Без родительской ласки, без средств к существованию, Остаев был вынужден зарабатывать на пропитание. И он бат-рачил. Затем был ремонтным рабочим Орджоникидревской железной дороги.

 

 

В 1927 году Алексей добровольно зачисляется красноар-мейцем в национальный Кавказский полк, но через год ему пришлось оставить службу по болезни. Снова он на трудовом фронте — на этот раз слесарничает на Гизельдонстрое.

Но его ни на один день не покидает мечта об армии, об авиации. Почти все свободное время он посвящает книгам о гражданской войне, об авиации,— подвигах летчиков.

В 1931 году партийная организация Гизельдонстроя коман-дирует Остаева в Ленинград, в школу по переподготовке ко-мандиров запаса. Через несколько месяцев слушатель школы командиров запаса зачисляется курсантом школы военных пилотов, которую успешно окончил в 1933 году.

Мечта Алексея исполнилась — лейтенант Остаев становит-ся военным пилотом, а через три года, в 1937 году — команди-ром воздушного корабля, затем — командиром авиационного звена бомбардировщиков.

В этой должности и застала Остаева война с белофиннами. Дни тренировок кончились. Теоретические знания теперь надо было проверить в бою, на практике.

Авиация должна была разрушить глубоко эшелонирован-* ную оборону противника. Надо было подавить и разрушить годами строившиеся укрепления «линии Маннергейма», нано-сить бомбовые удары по ним, чтобы дать нашей пехоте воз-можность с минимальными потерями продвигаться вперед.

Уже первый же боевой вылет Остаева привлек внимание командования 58-го авиационного полка.

—           Молодец, товарищ Остаев! — поздравлял старшего лейтенанта командир полка полковник Удонин.— Я доложу командованию дивизии о блестящем выполнении вами боевого задания. »

—           Ничего особенного не было,— скромно ответил Остаев.

А полковник Удонин писал командиру дивизии: «Тов. Ос-таев отлично владеет техникой пилотирования и знает свое дело. Является смелым и бесстрашным летчиком. 19 декабря 1939 года при выполнении боевого задания его самолет полу-чил 49 пробоин. Тов. Остаев был ранен в ногу, но выполнил боевое задание и на одном работающем моторе пошел в свой аэродром, отлично посадив самолет».

А в чем суть выполненного задания?

Пехота вышла к основной оборонительной полосе «линии Маннергейма». Из огромных долговременных железобетонных казематов враг стал поливать нашу пехоту свинцовым градом. Наступление захлебнулось. Большая часть артиллерии не могла помочь пехоте — болота не давали придвинуть огневые позиции ближе к цели.

Тогда на помощь пришла авиация. Воздушный корабль Остаева появился над казематами. Вражеские зенитки загово-рили хором. Что делать?

Бомбить цель, так плотно прикрытую зенитным огнем, не совсем безопасно. Бросать же бомбы с большой высоты — малоэффективно.

Остаев углубился в оборону противника, чтобы с тыла вне-запно напасть на врага. Но оказалось, что вся глубина враже-ской обороны насыщена зенитками.

— Снижаться и атаковать! — решил летчик.

В другой обстановке он не стал бы рисковать. Он сам учил своих летчиков, что надо выбирать мертвое, непростреливае- мое зенитным огнем пространство, что надо нападать, на силь-но охраняемый объект внезапно. Но сейчас, когда наша пехота прижата к земле перед оборонительными сооружениями врага и несет потери… Немедленно, немедленно атаковать!’..

И воздушный корабль с тыльной стороны пошел на резкое снижение. ‘Осколки зенитных снарядов забарабанили по кор-пусу самолета. Но машина не меняла курса. До цели остава-лось сто метров, когда летчик нажал на кнопки бомбосбрасы-вателя. Над дотами и дзотами поднялись грязно-черные фон-таны. Цель достигнута! Фигуры вражеских солдат, пытавшихся скрыться бегством, ясно и четко виднелись на чистом снегу. Летчик прошелся по ним пулеметной очередью и потянул на себя ручку — самолет на мгновение взмыл, потом перешел в горизонтальный полет.

Остаев делает еще один заход… Еще… После третьего захода вражеские укрепления снова были окутаны черным дымом-.

Самолет пролетал так низко, что взрывные волны бросали его из стороны в сторону.

Задание было выполнено успешно. Пехота, возобновив атаку, сравнительно легко овладела вражескими укреплениями.

А Остаев взял курс на свой аэродром.

Но что это? Самолет накренился, отказывается подчиняться воле своего командира. Оказалось, что действует лишь один мотор. Случись это на большой высоте, летчик мог бы спокойно планировать, постепенно идя на снижение. Сделать же это на высоте 100—150 метров было невозможно. На помощь пришло мастерство. Экипаж благополучно приземлился на своем аэродроме. Один за другим члены экипажа покидали самолет. Из боевой кабины не выходил лишь командир корабля: тяжелораненый, он потерял сознание. Рана оказалась настолько серьезной, что Алексея положили в госпиталь.

За мужество и отвагу летчик был награжден орденом Крас-ного Знамени.

В феврале 1940 года Остаев возобновил свои полеты. Не проходило ни одного дня, чтобы Алексей не наносил сокруши-тельных ударов по врагу. Он появлялся в районах Выборга, Трангунда, Керкула, Силиома, Кяморя.

30 боевых вылетов, 40 часов в воздухе — такова статистика боев Остаева. Но что кроется за этой статистикой!

Вот один из вылетов. 19 февраля 1940 года разведчики донесли, что на Выборгском железнодорожном узле сосредоточилось большое количество вражеских войск. Видимо, противник подтягивал к фронту свои резервы. Нужно было во что бы то ни стало уничтожить живую силу и технику, ослабив тем самым фронт белофиннов. Задача эта была возложена на экипаж Остаева.

Появившись над целью, советский бомбардировщик то шел в пике, то взмывал ввысь. Четверть часа наши отважные соколы сбрасывали смертоносный груз на этот важный объект врага. Когда самолет отважного экипажа лег на обратный курс, станция была объята морем огня: горели здания, желез-нодорожные вагоны, горела земля, политая бензином из раз-битых цистерн.

Задание было выполнено блестяще. Но и бомбардировщику досталось: были пробиты винты, перебиты тяги подкрылков, изуродован правый мотор, разбита левая консольная част? плоскости. А тут, находясь еще над вражеской территорией, самолет подвергся нападению целого звена истребителей. Бомбардировщик, с трудом преодолевая расстояние, отбивался от наседавшего врага. И отбился. Остаев благополучно посадил самолет, на котором было отмечено сорок две пулевые и осколочные пробоины.

«Чтобы ускорить ремонт самолета,—писал командир полка полковник Удонин,— тов. Остаев, не считаясь со временем и морозами, на открытом воздухе исключительно активно помогал техническому составу в скорейшем вводе самолета в строй».

В реляции на присвоение звания Героя Советского Союза, перечисляя выдающиеся подвиги отважного летчика, коман-дир полка писал: «Тов. Остаев среди личного состава поль-зуется заслуженным авторитетом бесстрашного и храброго летчика, готового к выполнению любого боевого задания».

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 21 марта 1940 года первому из наших земляков — Остаеву Алексею Егоровичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Великая Отечественная война застала нашего первого героя в должности командира авиаэскадрильи 208-го авиа-ционного полка. Через два месяца после начала войны Остаев уже командовал этим полком.

Командование авиационной дивизии посылало полк Остаева на самые ответственные участки борьбы и всегда верило в его успех.

«Мы гордимся Вашим мужем,— писало командование ди-визии жене героя Марии Семеновне Ткаченко,— он оправдал высокое доверие партии и правительства. Любое, самое труд-ное и сложное боевое задание выполняет лично, с большим успехом. Из самых трудных боев выходит победителем».

Хотя немецко-фашистские войска и несли огромные поте-ри в людях и боевой технике, они еще обладали численным превосходством. К осени гитлеровцам удалось выйти на под-ступы к Москве.

В те суровые дни обстановка на подступах к столице нашей Родины была тяжелой. Гитлеровцы уже предвкушали быструю победу над защитниками Москвы. «Через хороший бинокль уже можно рассмотреть внутреннюю часть столицы большевиков»,— хвастливо заявляла геббельсовская пропа-ганда. Командование немецко-фашистских войск подготовило специальную «Зондер» команду, в обязанность которой входило разрушение Кремля и других особо важных объектов в Москве.

В эти критические дни Красная Армия проявляла необы-чайный героизм и отвагу. «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» — эти проникновенные слова стали девизом защитников Москвы — представителей всех народов нашей многонациональной Родины. Здесь с одинаковым упорством и отвагой дрались русские и украинцы, белорусы и казахи, узбеки и грузины. Здесь отважно защищал родную столицу и Герой Советского Союза Алексей Егорович Остаев.

«Дорогая Мария,— писал в те дни Алексей Егорович же-не,— за всех погибших товарищей, за слезы матерей, вдов и сирот я буду мстить гитлеровским захватчикам… Не плачь и не печалься обо мне… Я беспощадно буду уничтожать врага».

И Алексей до конца был верен своему слову. Днем и ночью он наносил бомбовые удары по танковым группировкам врага, по его органам управления и коммуникациям, истреблял его живую силу и боевую технику.

Измотав и обескровив врага, войска Западного^ фронта 6 декабря 1941 года начали историческое контрнаступление под Москвой. Алексей Остаев лично водил свой полк на поддержку и сопровождение наступающей пехоты. Эскадрильи руководимого им полка наносили бомбовые удары по враже-ским группировкам войск в районах Клина и Солнечногорска, Рузы и Волоколамска, Наро-Фоминска и Калуги.

7 января 1942 года полку Остаева было приказано, пре-следуя отходящего противника, нанести бомбовые удары по

его фронтовым аэродромам. При выполнении этого задания самолет Алексея Егоровича получил серьезное повреждение. Пришлось немедленно возвращаться на свой аэродром. Несмотря на все усилия опытного летчика, машина не поддавалась управлению. С трудом долетев до своего аэродрома, самолет камнем упал на землю и разбился.

Алексей Остаев был смертельно ранен. Он погиб, боевыми подвигами обессмертив свое имя.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here